Ну каков! ЖИВОПИСЬ
#thebibleart #painting #живопись #Врубель
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ(1856–1910)
НАДГРОБНЫЙ ПЛАЧ
1887
Присущие Врубелю стремление к величественно-трагическим образам определило его художественные поиски при работе над эскизами монументальной росписи Владимирского собора в Киеве. Он создал эскизы к композициям «Надгробный плач», «Воскресение», «Сошествие Святого Духа», работал над изображениями Христа и ангелов.
В эскизах Врубель впервые нашел свой особенный монументальный стиль и художественное решение образов. Одним из важных элементов становится прием изображения глаз — огромных, выпуклых, взгляд которых, напряженный до предела, служит художнику для выражения духовной силы его героев.
В основном эскизе-триптихе Врубель композицию с фигурами Христа и Марии расположил в центре, а справа и слева от нее изобразил попарно Марию Магдалину и Иоанна-Богослова, Иосифа Аримафейского и Никодима. В этом эскизе художник был близок к оптимистическому пониманию евангельской сцены. В трех остальных вариантах «Надгробного плача» преобладает тема мировой скорби, «уныния». В них художник занимался поисками центральной части композиции: менял фон, расположение фигуры Марии, характер и выражение образов. Листы более чем вдвое укрупнены по сравнению с размерами всего триптиха.
Во втором варианте «Надгробного плача» Врубель в качестве фона ввел изображение города, погруженного в голубую дымку лунного призрачного света. Лицо Христа отмечено чертами возвышенной красоты, оно хранит выражение умиротворенности после тяжких испытаний.
В этом варианте фигура богоматери расположена на первом плане, перед гробом, из больших влажных глаз выкатилась крупная слеза, руки покорно сложены в молитвенном благоговении. В ее образе — выражение просветленной печали. Так же, как и в эскизе «Ангела с кадилом и свечой», вокруг голов Марии и Христа даны не нимбы, а окружности.
Самое мощное по трагической силе и жизненной правде выражение безутешной скорби матери над телом умершего сына Врубель дал в третьем варианте. Фигура Марии помещена за гробом, строго в центре листа, на фоне поднятой могильной плиты; ее образ свободен от всего сверхъестественного, это земная мать, полная внешне сдержанного, но объемлющего все ее существо горя. В этом листе художник наиболее последовательно воплощает принцип «окаменелости» фигур, объединяющий все эскизы.
Композиции, предложенные Врубелем, были совершенно чужды росписям Васнецова и других мастеров во Владимирском соборе по художественному языку и по трагизму. Адриан Прахов считал, что для подобных работ должен быть построен храм «в совершенно особом стиле».